Придумывая в 1961 году Фантастическую четвёрку, Стэн Ли мечтал «писать истории, не оскорбляющие интеллект взрослого
Придумывая в 1961 году Фантастическую четвёрку, Стэн Ли мечтал «писать истории, не оскорбляющие интеллект взрослого читателя». Увы, ещё два десятилетия основной аудиторией комиксов оставались школьники.
Запуская в 2012 году четыре цикла комиксов, издательство Bubble столкнулось с похожей проблемой: гиками сыт не будешь. Чтобы выжить, необходимо работать для случайного покупателя, увидевшего в ларьке яркую обложку, — да так, чтобы после прочтения ему захотелось ещё. Но нужно было привлечь и аудиторию, хорошо знающую и любящую комиксы, — тем более что художники и сценаристы во главе с Артёмом Габреляновым сами были из их числа. Нужный подход редакция нашла не сразу — поиск продолжается до сих пор. Давайте посмотрим, с чего началась вселенная Bubble, как развивалась и к чему пришла.
Придумывая своих героев, в Bubble с самого начала решили: никаких дурацких сверхлюдей в трико и плащах. Они и в Америке-то давно вышли из моды, а у нас и вовсе смотрятся как несмешной анекдот. Герой баббловёрсума номер один явился прямо из мрака девяностых. Классический антигерой, немногословная машина для убийства демонов в Москве, превратившейся в филиал ада на земле. Помесь Спауна с Карателем, вооружённый пистолетами с надписями «Спаси» и «Сохрани». Они, впрочем, исчезли после сцены, где повязавшие Данилу бандиты ржут над «психом, пересмотревшим китайских мультиков».
В этом комиксе сам главный герой наименее интересен. Данила, бывший солдат, получивший сверхъестественные силы от крайне подозрительных благодетелей, в бою проявляет смекалку, но в мирные часы ведёт себя как тот самый прапорщик из анекдота: «Чё тут думать, трясти надо». Не отличаясь умом, он очертя голову бросается валить очередного беса — хотя и понимает, что служит лишь пешкой в большой игре, правила которой ему неизвестны.
К счастью, читателю расклады адской политики открыты с самого начала. В преисподней состоялся переворот: Сатану низвергли, а адские легионы перегрызлись за трон. Вокруг Данилы разворачивается и наполняется деталями большой, интересный мир с множеством любопытнейших обитателей. Загадочный Совет, по заказу которого умирающего солдата превратили в Бесобоя. Городской шаман Чёрный Пёс, набивший Даниле татуировки кровью самого Сатаны. Его возлюбленная, ведьма-людоедка. Девушка без прошлого, бывшая игрушка адских сил, твёрдо намеренная поквитаться с демонами. Миляга Антихрист, которого Данила со словами «хуже не будет» освободил из многовекового плена. И, конечно, многочисленные адские легионы, без устали плетущие интриги и подставляющие друг друга.
Друзья и враги Бесобоя от выпуска к выпуску обзаводятся индивидуальными чертами, проработанными характерами, личной историей. А сам Данила возвышается между ними как каменный утёс: сильный, неубиваемый и предсказуемый, всегда готовый выдать крутую фразу и размазать по стене очередной полк чертей.
Из всех серий баббловёрсума этой выпала самая тяжёлая судьба, ведь началась она с поистине ужасающей идеи. Юный хлыщ Андрюша Радов заложил семейную реликвию, крест с драгоценными камнями, чтобы купить модную тачку, на которой немедленно разбился. Попав на тот свет, он встретил призрак деда, который поведал Андрюше, какую ужасную ошибку тот совершил.
Крест это был не простой, а тот самый, которым крестили Русь. А камни в нём — магические, отбитые у супостатов во время исторических сражений. Крест столетиями хранил Русь, а его, в свою очередь, хранило семейство Радовых, где, кстати, все мужчины зовутся Андреями. Теперь потомственный Андрюша должен побывать в телах своих предков и заново добыть все магические камни… Да, серия начиналась как православнопатриотическая агитка про попаданцев. Андрюша отбирал камни у злобных французов и подлых басурман, а выпуски радовали читателя восьмистраничными вставками про геройство русской армии. К счастью, квасного патриотизма хватило ненадолго. Под конец первой арки сценаристы пихали камни Андрюше в руки уже горстями, лишь бы поскорее расправиться с этой сюжетной веткой. А после этого Инок попал… в мир Бесобоя.
События всех комиксов происходят в одной вселенной, но первый кроссовер, «Инок против Бесобоя», эстетически и стилистически явно относился к епархии Данилы: грязь, визжащие бесы, выбитые зубы и хруст костей. Не обошлось и без блестящих прозрений уровня «погодите-ка, так главный злодей мне соврал?». Но оставался Радов там недолго: сюжет сделал новый кульбит.
Андрей снова оказался в роли попаданца — но на сей раз угодил не в прошлое, а в иной мир. Запутанная история о странствии сквозь параллельные фэнтези-миры в конечном итоге сложилась в крепкий сюжет о Кощее, который сеет смерть во Многомирье, чтобы защитить истинную Землю, и бесчисленных клонах Ивана-царевича, рвущихся его убить. По ходу окончательно дала дуба православная составляющая: лично Василиса Премудрая подтвердила, что бесы, ангелы и боги в этой вселенной есть, а Бога нету.
После глобального кроссовера «Время Ворона» от исходной идеи в «Иноке» не осталось ничего — ни сюжета, ни антуража. Даже креста Андрей лишился. В июльском выпуске он получил новую миссию: Кощей с Василисой отправили его спасать гибнущие вселенные Многомирья.
Авантюристка Ника Чайкина была единственной женщиной в первоначальной линейке героев и горькой женской долюшки хлебнула сполна. От объёмов фансервиса в комиксе трещали швы и лопались пояса. Героини носили обтягивающие топики и костюмы горничных, то и дело переодеваясь прямо в кадре. Сюжет о глобальной организации неонацистов, собирающих магические камни (такие, как в кресте у Инока), чтобы устроить очередной наципокалипсис, терялся за вздымающимися формами. А зря.
На фоне лютой серьёзности серий о герояхмужчинах «Фурия» отличалась умением смеяться над собой и напоминала не помесь «Лары Крофт» с «Рэмбо», а лихую самопародию на них в духе «Горячих Голов» или «Неудержимых» с ниндзя-наци-зомбо-роботами. Где ещё злодей мог хвастаться, что благодаря арийской науке создал идеальных солдат без мозга?
До поры «Фурия» была и единственной из серий, герои которой позволяли себе открыто гиковать. В других сериях отсылки долго оставались своего рода «пасхалками»: Чумной доктор цитировал Роршаха, Антихрист на досуге почитывал двач, но герои-мужики оставались выше «детских» увлечений. А Фурия с командой открыто резались в Street Fighter.
Из всех героев оригинальной четвёрки у майора питерской полиции Игоря Грома, пожалуй, самая фантастическая предыстория: он честный полицейский. Персонаж уместнее смотрелся бы в «Улицах разбитых фонарей», чем среди супергероев… По крайней мере, так казалось поначалу. В напряжённом графике Грома почти не было места следственно-оперативной работе. Вместо обычных бандитов Майор столкнулся с маньяком — а заодно и со скандальнейшей в истории отечественных комиксов пиар-кампанией.
Если другие комиксы использовали реальный мир как декорацию, то первая же арка «Майора» была составлена из сюжетов, вырванных из топов обсуждаемых тем. Жертвами убийцы становились персонажи, взятые из реальных скандалов, вроде «жемчужного прапорщика». Комикс не пропустил ни одного остроактуального политического мема, от «белых ленточек» до «жуликов и воров». Злодейский «Чумной доктор» (под маской скрывался красавчик Сергей Разумовский, основатель популярной соцсети «Вместе») подстрекал народ к бунту. Гром же мучительно размышлял о словах террориста: он ведь действительно по долгу службы защищал от народа ворюг и кровопийц (не гнушающихся, как мы знаем из «Бесобоя», даже сделок с чертями).
Атмосфера нагнеталась, нагнеталась и наконец разрядилась… оглушительным пшиком. Набрав популярности, комикс разом скинул в утиль всю политическую тематику, сведя сюжет к личной вражде Грома с Разумовским. Те, кто ждал от «Майора» политики, почувствовали себя обманутыми, но комиксу такой финт пошёл на пользу. Будем честны, на серьёзный политический комментарий в духе «Хранителей» сюжет явно не тянул. До поры майор углубился в охоту на международных террористов без всякой магии. Но главный сюжетный поворот был впереди.
Заклятый враг устроил Грому своего рода «убийственную шутку» — изуверскую игру, рассчитанную на то, чтобы сломать его психику. Частично это удалось: в отличие от других героев, которым всё нипочём, человек-полицейский после этих событий немного двинулся крышей, начал видеть галлюцинации и есть таблетки горстями. И это было только начало: впереди его ждала встреча с нечистой силой во «Времени Ворона»…
В 2014-м, спустя два года после запуска первых четырёх серий, вселенная Bubble пополнилась ещё двумя комиксами. И оба не влезали в определение «супергероев», как его ни растягивай. «Экслибриум» — городское фэнтези об ордене чародеев, которые ловят беглых книжных персонажей. «Метеора» — космическая опера с инопланетянами. Несмотря на далёкие жанры, сходств между комиксами куда больше, чем различий.
Главными героинями обеих историй стали девушки, гикующие в тяжёлой форме. Студентка Лиля Романова без умолку цитирует то «Гарри Поттера», то Mass Effect. Звёздная авантюристка Метеора косплеит нечто среднее между Ханом Соло и Остапом Бендером, а в каюте у неё стоит старушка «Денди». Обеим героиням достались проработанные характеры и на удивление мало фансервиса. Даже рассекая в труселях и тельняшке, Метеора, в отличие от Фурии, не намекает читателю, что его считают озабоченным школьником. И если «Метеора» остаётся чисто жанровым произведением, где многое объясняется тем, что «так положено в космоопере», то «Экслибриум» — история самобытная, с оригинальными идеями и непредсказуемым сюжетом, по духу больше всего напоминающая роман Марины и Сергея Дяченко Vita Nostra.
При всех отличиях от первоначальной линейки эти комиксы официально оставались частью общей вселенной. Это было важно, ведь приближалось «Время Ворона» — глобальный кроссовер, где каждому отводилась своя роль.
Большая комикс-вселенная требует время от времени проводить глобальные мероприятия, которые сводят вместе всех героев и меняют правила игры. Для баббловёрсума таким событием стало «Время Ворона» — пробуждение древнего бога Кутха, грозящего, как водится, подчинить себе мир.
Связанные с ним события коснулись всех, но не в равной мере. Метеора прикрывала Землю из космоса от инопланетян, решивших от греха подальше взорвать планету. Книгочеям из «Экслибриума» достался «Молот ведьм», добытый Магистром в ходе первого кроссовера «Инок против Бесобоя», — потрудились они на славу, но из-за чего сырбор, так и не узнали.
Андрей Радов, напротив, бился в самой гуще событий. Для этого Чёрному Псу пришлось вытащить его из собственной истории буквально за шиворот. Отсутствие Инока эта самая история едва заметила: там шли горячие разборки между Иванами. А роль главного героя на время узурпировал харизматичный мерзавец Волк — несколько выпусков его имя красовалось на обложке поверх зачёркнутого «Инок». В ходе кроссовера Андрей лишился креста, но не слишком-то об этом жалел.
Бесобою досталось битва с дочерью Кутха Свартжелью — эти главы стали, пожалуй, самыми макабрическими в и без того жутком цикле. Победив тварь, Данила обуздал Сатану внутри, лишившись при этом части своих мистических сил, зато избавившись от необходимости постоянно убивать демонов, чтобы выживать. Красная Фурия вместе с Иноком сражалась в аномалии, где возродился Кутх, — для этой героини кроссовер кончился роспуском агентства, на которое она работала.
Ну а в центре событий, ко всеобщему удивлению, оказался честный мент Игорь Гром, чей сюжет до сих пор обходился почти без мистики. Дело в том, что для воплощения Кутх выбрал тело Разумовского. Грому удалось победить его с помощью магии дружбы: он нашёл в себе силы простить смертельного врага и тем самым пробудил светлую сторону Кутха. Подобревший бог уже собирался осчастливить человечество, когда до него наконец долетели межконтинентальные ракеты.
От Кутха остались одни пёрышки, которые разметало по всему миру. Некоторые перья попали в людей — и комикс дал понять, что за этим последует резкий рост фантастичности, появление новых суперзлодеев и, возможно, супергероев. Ну а сам Гром, не расстающийся с таблетками… Что с ним будет дальше, пока непонятно, но название текущей арки — «Последнее дело» — намекает на уход из полиции. Похоже, что в мире после «Времени Ворона», где становится всё больше магии, ему предстоит карьера оккультного детектива вроде Джона Константина.
Вселенная Bubble прошла долгий путь, за четыре года став куда умнее, сложнее и глубже, чем была при запуске. Для каждого из циклов (кроме «Экслибриума», где сюжет явно был продуман изначально) глобальный кроссовер стал своего рода мягким перезапуском. Он избавил серии от ставших неудобными элементов и дал героям новые миссии.
Так что если вы в своё время решили не читать «отечественных супергероев» или полистали и бросили, сейчас самое время дать баббловёрсуму второй шанс.
Добавить комментарий